Одна из наиболее острых текущих проблем бизнеса в России – это замена кассовых аппаратов на новые, оснащенные фискальными накопителями и передающие в онлайн-режиме данные в налоговые органы. К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике и в прошлом году, и в новом 2017-ом, поступали коллективные обращения от предпринимателей по данной теме. Бизнес беспокоят не только большие затраты, которые он понесет на приобщение новых и замену действующих аппаратов, но и существенные задержки поставок кассовой техники, сбои в регистрации аппаратов, отсутствие доступа в Интернет для отдельных точек продаж и иные проблемы.
Учитывая масштабы данной проблемы Общественная палата Российской Федерации 11 апреля 2017 года провела в городе Москве круглый стол «Вопросы внедрения контрольно-кассовой техники», на котором выступил бизнес-омбудсмен в Удмуртии Александр Прасолов. В работе круглого стола приняли участие общественный омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства и член комиссии Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, председатель Комиссии Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса Валентин Агарков, директор Департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Андрей Дубаков, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов, член правления «ОПОРЫ РОССИИ» Камиль Лебедев, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по вопросам инвестиционного климата, вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, член Комиссии по Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса Елена Реутская, председатель комитета поддержки развития малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Игорь Скляр.
В круглом столе участвовали уполномоченные по защите прав предпринимателей в регионах: Елена Гнётова (Республика Карелия), Юрий Михайлов (Новгородская область), Елена Рулёва (Ленинградская область), Антон Стамплевский (Тверская область) и Дмитрий Третьяков (Владимирская область), а также представители аппаратов бизнес-омбудсменов в Республике Башкортастан, Приморском крае и Иркутской области. Свое мнение по рассматриваемому вопросу выразили сотрудники аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
Общественный омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства Виктор Ермаков сообщил, что в Общественную палату Российской Федерации из различных регионов России поступают сообщения от предпринимателей о несовершенстве норм действующего законодательства в области внедрения контрольно-кассовой техники нового образца. В целом он поддержал идею онлайн-касс, но при этом отметил, что сегодня все нуждаются в конкретике и необходимо сформулировать предложения, которые удовлетворят все стороны этого процесса.
Есть представители Общественной палаты России, которые однозначно поддерживают внедрение новых онлайн-касс. Так первый заместитель председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов отметил, что идеология кассовых аппаратов нового типа, работающих в онлайн-режиме, заключается в увеличении прозрачности платежей, «обелении» розницы и повышении собираемости налогов, а также в защите прав потребителя (покупателя). На возражения о существенных затратах бизнеса на оснащение новыми кассовыми аппаратами он высказал свое мнение, что «те, кто жалуется, что у них есть проблемы с несколькими десятками тысяч в год, может они вообще не своим делом занимаются, может им нечего делать сегодня в бизнесе». «Я твердо уверен – нам такой бизнес не нужен» – подытожил свою речь Артем Кирьянов.
Против такого подхода категорически выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов. По его словам, предприниматели бывают разные, с разными доходами, но все они необходимы экономике нашей страны. Кроме того, представители бизнеса в регионах считают, что законодатели в Москве живут в «ином измерении» и меряют жизнь другими суммами. К сожалению, не так давно у нас уже были эксперименты с увеличением фискальной нагрузки на малый бизнес в форме повышения страховых взносов. Но вместо роста отчислений мы получили массовое закрытие малых предприятий и их уход в «тень». По официальным данным налоговой службы только в Удмуртии в течение года после нововведения количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось почти на 10 тыс. человек: с 42,3 тыс. человек до 32,7 тыс. человек. Сегодня, по мнению Александра Прасолова, нам не стоит повторять ошибок, допущенных ранее, и принимать решения, которые нанесут существенный урон малому бизнесу и могут побудить граждан прекратить заниматься предпринимательской деятельностью.
Директор Департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Андрей Дубаков, отметил, что предпринимательской платформой «Единой России» было проведено экспертное исследование обсуждаемого вопроса, в котором приняли участие все регионы России. Главный вывод, который был сделан по итогу мониторинга, в том, что более 80% предпринимателей не поддерживают данную реформу. По его словам, «это серьезный диагноз, над которым стоит задуматься. Необходимо сделать работу над ошибками, чтобы выявить, какие проблемы были допущены. Я думаю, что они не сводятся только к информационным проблемам, о которых мы слышим».
Также Андрей Дубаков отметил, что с выпуском фискальных накопителей производители опоздали. Отмечается большой их дефицит во всех регионах страны, это приводит к тому, что реформа задерживается, и не в силу нежелания предпринимателей, а в связи с отсутствием фискальных накопителей. Цифры, озвученные представителем Федеральной налоговой службы, говорят о том, что к 1 июля текущего года мы не сможем полностью перейти на кассовые аппараты нового образца.
Для справки: по результатам мониторинга предпринимательской платформы «Единой России» о применении контрольно-кассовой техники, в котором приняли участие более 1000 респондентов, бизнес чувствует страх неизвестности этой реформы. 84% опрошенных заявили, что, по их мнению, реформа нецелесообразна, 47% считают, что выживание их бизнеса под вопросом, 28% отметили существенные расходы при переходе на кассовые аппараты. Почти четверть опрошенных (24%) сообщили, что не имеют возможности подключить Интернет к торговым точкам, больше половины (56%) будут подключатся к Интернету исключительно для нужд обеспечения работы кассового аппарата. Дефицит поставок контрольно-кассовой техники нового образа отметили 85% респондентов.
На сегодняшний день в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий возможность возврата 18 тыс. рублей в качестве компенсации затрат на приобретение контрольно-кассового аппарата нового образца. Но, как отметил Александр Прасолов, по расчетам, представленным представителями бизнес-сообщества в Удмуртии, реальные затраты гораздо больше. Кроме того, законопроект составлен таким образом, что получить всю сумму в размере 18 тыс. рублей предпринимателям будет затруднительно. Также бизнес-омбудсмен в Удмуртии предложил распространить налоговый вычет не только на один 2018 год, а на весь период замены кассовых аппаратов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике отметил, что проблема перехода микробизнеса на новые кассы остро стоит не только в Удмуртии. Все коллеги из иных регионов, с которым довелось обсуждать данный вопрос, говорят то же самое. По мнению Александра Прасолова, как минимум необходимо существенно продлить переходный период, необходимый для внедрения новых касс. Но самым лучшим решением будет освобождение микробизнеса от обязанности применять контрольно-кассовую технику.
Александр Прасолов поддержал предложения Общественной палаты Российской Федерации об освобождении от применения кассовой техники индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрошенную систему налогообложения, ЕНВД, либо патентную систему налогообложения. Но при этом он предложил распространить эти нормы не только на бизнес в отдаленных местностях, в которых отсутствуют точки доступа в Интернет, а на всех индивидуальных предпринимателей и организации, применяющие данные специальные налоговые режимы. Предложение Александра Прасолова поддержал директор Департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Андрей Дубаков, председатель комитета поддержки развития малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Игорь Скляр, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский и другие бизнес-омбудсмены.
Еще одно предложение, озвученное Александром Прасоловым в ходе круглого стола, – освободить от необходимости передавать информацию кассовых аппаратов в налоговые органы в сельской местности. На сегодняшний день действуют нормы, согласно которым данная обязанность отсутствует в «удаленных от связи местностях», под которыми понимаются населенные пункты с численностью жителей менее 10 тыс. человек. При таком подходе в перечень таких местностей в Удмуртской Республике включены все сельские поселения, за исключением 4-х поселков: Балезино, Игра, Кез и Ува. При таком подходе предприниматели в этих четырех населенных пунктах оказываются в неравном положении относительно предпринимателей в остальных трех сотнях сельских поселений в республике.
Начальник отдела Управления налогового и оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин рассказал, что делается ведомством в продвижении проекта по онлайн-кассам. Так на сайте ФНС создан специальный кабинет налогоплательщика, через который можно регистрировать кассовый аппарат без посещения налогового органа. Время регистрации кассы нового типа, по его словам, сократилось с 9 дней до 15 минут. Другой вопрос – это недостаток фискальных накопителей и малое количество их производителей. Но если раньше это был один производитель, теперь их три. На текущую дату изготовлено 562 тысячи единиц фискальных накопителей, из них зарегистрированы 276 тысяч. Кроме того, отмечается увеличение числа зарегистрированных фискальных операторов. Также Александр Сорокин сообщил, что новые контрольно-кассовые аппараты зарегистрировали около 80 тысяч налогоплательщиков.
Александр Прасолов обратил внимание представителя ФНС России, что с регистрацией кассовых аппаратов не все так благополучно. Также в ходе круглого стола представители других регионов подтвердили наличие проблемы «зависания» сервисов личного кабинета налогоплательщика при регистрации кассовых аппаратов. В результате этого процедура регистрации одного аппарата может растянуться на 2-3 часа.
По итогам прошедшего круглого стола Общественная палата Российской Федерации планирует подготовить и направить предложения по вопросу внедрения контрольно-кассовой техники нового образца в Правительство Российской Федерации.