В мероприятии также приняли участие представители предпринимательского сообщества.
Совещание было посвящено подведению итогов X межрегионального совещания Уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также реализации инициатив института бизнес-омбудсменов.
Уполномоченный Ярославской области озвучил, разработанный итоговый документ, который был подготовлен совместно со всеми заинтересованными лицами. Им стала резолюция главного мероприятия — пленарного заседания, куда вошли инициативы о мерах, необходимых для устранения наиболее существенных затруднений бизнеса.
1. Контрольно-надзорная деятельность.
Предлагается не штрафовать бизнес, который добросовестно и своевременно исполняет выданное предписание. Сейчас же за допущенные нарушения незамедлительно следуют санкции в виде штрафов, предупреждений и т.д. Уполномоченные и общественные организации предпринимателей уже добились того, что профилактическая работа становится основой деятельности контрольно-надзорных структур. Данное предложение является следующим шагом в этой работе.
2. Налогообложение.
Здесь приоритетным направлением нашей работы является недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес. Это и сохранение на прежнем уровне ставок по упрощенной системе налогообложения, и стабилизация налоговой нагрузки имущественным налогам поэтому предлагается:
— снизить размер страховых взносов до 15% на весь оплачиваемый фонд оплаты труда;
— продлить до конца 2022 года сроки неприменения ФНС блокировок операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников;
— провести налоговую амнистию для добросовестных налогоплательщиков с учетом определенных критериев. Речь идет о стабильно работающих предприятиях, закрытие которых приведет к негативным последствиям для экономики регионов.
— изменить подход к уплате НДС «по оплате», а не «по отгрузке»;
— освободить представителей малого бизнеса от уплаты имущественного налога в отношении всех объектов коммерческого использования;
— заменить транспортный налог на топливный акциз (это решение мы ждем с 2013 года и неоднократно обращались по этому вопросу в Правительство РФ);
— увеличить до 5 лет льготный срок пониженных акцизов для производителей табачной продукции, инвестиционные проекты.
— сохранить для участников ювелирного рынка специальные налоговые режимы УСН и ПСН.
3. Внешнеэкономическая деятельность.
Предлагается:
— разработать перечень понятных бизнесу критериев риска, а также изменить общий подход к системе управления рисками (пример – риск-ориентированный подход ФНС России);
— сократить период проведения таможенного контроля с 3 лет до 1 года;
— поддержать принятие законопроекта, административную ответственность за нарушения валютного законодательства.
4. Развитие субъектов МСП.
Здесь необходимо внесение изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ и в связи с этим предлагается увеличить предельные значения критериев отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса, а именно:
— для микропредприятий – годовую выручку до 180 млн рублей (в настоящее время 120 млн рублей);
— для малых предприятий – до 1,2 млрд рублей (в настоящее время 800 млн рублей);
— для средних предприятий – до 3 млрд рублей (в настоящее время 2 млрд рублей).
5. Контрактная система в сфере закупок.
Изменения в данной сфере очень востребованы и ожидаемы бизнес-сообществом. Поэтому предлагается Минфину Российской Федерации разработать методические рекомендации существенных изменений условий государственных муниципальных контрактов (авансирование вплоть до 90%, изменение цены контракта с учетом изменившихся условий его исполнения, продление сроков и т.д.). По мнению участников рынка, хоть эти изменения и приняты на федеральном уровне, но на уровне регионов эта схема пока не работает. Рекомендации так и остались рекомендациями и порой носят избирательный характер.
6. Рынок естественных монополий.
Менее выгодное положение субъектов МСП в этой сфере по сравнению с крупными монополистами известно всем. Участники совещания в очередной раз подняли тему негосударственных операторов почтовой связи и их положения на рынке по сравнению с «Почтой России». Данная проблема была выявлена в ходе рассмотрения аппаратом уполномоченного в Ярославской области обращения «Союза операторов почтовой связи». Именно благодаря их инициативе и появились следующие предложения:
— предоставить субъектам МСП-операторам связи равный (наряду с монополиями) доступ к возможности пересылки почтовых отправлений в электронной форме;
— запретить включать в условия типовых договоров требования об авансировании оплаты услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий.
— сделать прозрачными условия ценообразования на услуги монополистов.
7. Уголовное преследование предпринимателей.
Здесь наше главное предложение – поддержать проект постановления Государственной Думы РФ об объявлении амнистии в отношении предпринимателей, совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики. Кроме того, мы предлагается расширить перечень субъектов, подпадающих под условия такой амнистии, с учетом компенсации ущерба потерпевшей стороне.
Александр Прасолов отметил, что все эти темы актуальны и для Удмуртии. По ряду вопросов, на уровне субъекта принимаются определенные решения, так Законом УР от 30.11.2022 года № 63-РЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» приняты изменения в части установления ставки налога на имущество для организаций в размере 0,5%; 1%; 2% в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В настоящий момент ведется работа с муниципальными образованиями по приведению ставок по налогу на имущество физических лиц в соответствии с установленными законом республики.
В заключение участниками совещания было отмечено, что все подобные мероприятия будут эффективны только в том случае, когда каждое предложение уполномоченных и предпринимательского сообщества будет получать объективную оценку со стороны органов власти, и за каждое предложение будет назначено ответственное должностное лицо. Тогда, возможно, и системных проблем, переходящих из года в год, станет меньше.
Стабильная экономика — это не только экономика, где годами ничего не меняется, но и система, построенная на доверии власти, бизнеса и граждан. Хотелось бы, чтобы коллеги из федеральных органов власти это понимали. Необходима тщательно проверенная экономическая обоснованность с расчетами на долгую перспективу при установлении тех или иных налоговых условий ведения бизнеса.