Очередное обсуждение проекта закона Удмуртской Республики «О внесении изменения в статью 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» прошло в Государственном совете Удмуртской Республики. Законопроект 3 февраля рассматривался на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам при участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александра Прасолова. Заседание в режиме видеоконференции с администрациями городов и районов республики провела заместитель Председателя Госсовета Удмуртии Софья Широбокова, возглавляющая постоянную комиссию. В обсуждении вопроса приняли участие министр имущественных отношений Удмуртской Республики Рустэм Зайнуллин, Глава города Глазова Олег Бекмеметьев и заместитель Главы Администрации города Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию города Дмитрий Космин.
Напомним, что рассматриваемый законопроект предлагает существенно расширить перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В том числе проектом предусмотрено:
- исключить минимальную площадь для зданий административно-деловых центров, начиная с которой они облагаются налогом на имущество от кадастровой стоимости (сейчас по закону – от 1000 кв. метров);
- дополнить перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости, нежилыми помещениями, использующимися для целей торговли или под офисы (сейчас по закону в перечень включаются только административно-деловые центры);
- отменить льготы для организаций, использующих помещения в сфере культуры, искусства, спорта и физической культуры.
Включение зданий и помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, может повлечь существенное увеличение налоговой нагрузки. В первую очередь, это отразится на малом бизнесе, использующем специальные налоговые режимы. Для увеличения налоговой нагрузки есть две основные причины. Во-первых, малые предприятия и индивидуальные предприниматели, использующие специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход) по общему правилу освобождены от уплаты налога на имущество. Но из данного налогового правила есть исключение – объекты недвижимости, включенные в перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости. В результате принятия законопроекта для данных предпринимателей фактически появится новый налог, который они ранее не уплачивали. Во-вторых, нередко кадастровая стоимость объекта недвижимости в разы превышает среднегодовую стоимость, используемую сегодня для расчета размера налога на имущество для большинства объектов недвижимости. Соответственно вырастет размер и налога на имущество. У предпринимателей имеется возможность оспорить и снизить кадастровую стоимость объекта недвижимости, но это повлечет дополнительные траты для бизнеса.
В ходе обсуждения проекта на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам бизнес-омбудсмен Александр Прасолов выступил против принятия законопроекта, назвав его преждевременным. Он напомнил присутствующим о послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, в котором глава государства предложил «на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия» и «не менять их». В связи с этим бизнес-омбудсмен обратил внимание участников заседания на то, что у предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, вопреки поручениям Президента России появится новый налог. Также Александр Прасолов выступил против инициативы исключить минимальную площадь для зданий административно-деловых центров, начиная с которой они облагаются налогом на имущество от кадастровой стоимости.
Отрицательную оценку последствиям принятия законопроекта выразили Глава города Глазова Олег Бекмеметьев и представитель Администрации города Ижевска Дмитрий Космин.
Развивая вопрос налогообложения предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, Александр Прасолов предложил ввести для них на региональном уровне нулевую налоговую ставку по налогу на имущество. Несколько лет назад, когда в налоговое законодательство вводились специальные налоговые режимы, разработчики законопроектов объясняли, что данные режимы введены для того, чтобы заметно снизить налоговое бремя на малый бизнес. Они призваны упростить процедуры налогообложения и представления отчетности. В конечном счете, специальные налоговые режимы позволяют создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса. Попытки «нагрузить» эти упрощенные налоговые режимы новыми налогами приведет к утрате смысла данных режимов.
По итогам заседания постоянная комиссия рекомендовала Государственному Совету Удмуртской Республики отклонить проект. В ходе обсуждения министру имущественных отношений Удмуртской Республики, представляющему Правительство Удмуртской Республики в данном вопросе, предложено отозвать законопроект на доработку.