В Удмуртской Республике при участии регионального бизнес-омбудсмена продолжается процесс отстаивания начинающими индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в период с 1 января по 15 июня 2015 года, своих прав на применение нулевой налоговой ставки.
Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации законом Удмуртской Республики от 14 мая 2015 года № 32-РЗ была установлена налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения или патентной системы налогообложения впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Законом также установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования – с 15 июня 2015 года – и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Спорная ситуация с применением закона возникла в связи с наличием в Налоговом кодексе противоречий в вопросе возможности распространения налоговых льгот на правоотношения, возникшие до вступления в силу регионального закона. С одной стороны, в статьях 346.20 и 346.50 указано, что налоговые льготы распространяются на индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу региональных законов. С другой стороны, в статье 5 указано, что акты законодательства о налогах, снижающие размеры налоговых ставок, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Ранее Арбитражным судом Удмуртской Республики, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в городе Перми и Арбитражным судом Уральского округа в городе Екатеринбурге были вынесены решения о возможности применения нулевой налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января по 15 июня 2015 года.
К сожалению, межрайонные налоговые инспекции в Удмуртии продолжают отказывать индивидуальным предпринимателям в законном праве на применение налоговой льготы. Обжалование действий в вышестоящий орган – Управление ФНС России по Удмуртской Республике также не приносит желаемых результатов. Поэтому единственным способом защиты своих прав для индивидуальных предпринимателей остается суд.
Очередное решение в пользу индивидуального предпринимателя Арбитражный суд Удмуртской Республики вынес 5 октября 2016 года. Так, предприниматель, занимающийся перевозкой грузов автотранспортном и зарегистрированный 10 июня 2015 года, оплатил налог за применение патентной системы налогообложения в 2015 и 2016 годах в размере 14 тыс. рублей. Возвратить излишне уплаченный налог межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Удмуртской Республике отказалась, поэтому предприниматель принял решение для защиты своих прав обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову.
Уполномоченный оказал обратившемуся предпринимателю юридическую поддержку, помог провести процедуру досудебного обжалования, которая, к сожалению, не дала нужного результата, помог подготовить исковое заявление в суд. Также Уполномоченный вступил в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, и поддержал требования предпринимателя как в направленном в суд отзыве, так и во время судебных заседаний.
Рассмотрев доводы сторон Арбитражный суд Удмуртской Республики решил, что право на применение нулевой налоговой ставки по патентной системе налогообложения у индивидуального предпринимателя возникло с момента его регистрации, поскольку указанная регистрация произведена после 1 января 2015 года. Доводы представителей налоговых органов судом были отклонены. Выводы межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Удмуртской Республике об отсутствии у предпринимателя права на применение нулевой налоговой признаны необоснованными, а ее действия – незаконными и несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
В настоящее время бизнес-омбудсмен в Удмуртии собирает информацию о количестве пострадавших от аналогичных решений налоговых органов для разработки действий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов предпринимателей в Удмуртской Республике.