Актуальные вопросы в сфере бизнеса были рассмотрены 28 ноября на расширенном заседании Общественного совета при бизнес-омбудсмене в Удмуртии

28 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике с участием представителей общественных объединений предпринимателей «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии, Ассоциации легкой промышленности Удмуртской Республики, Союза предпринимателей Игринского района, Совета предпринимателей Кезского района, Общественного Совета предпринимателей города Воткинска, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики.

Мероприятие прошло в расширенном формате межрегионального совещания в котором принял участие наш гость из Ярославля – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров.

Первым вопросом повестки был обсужден механизм формирования и подготовки перечня наиболее актуальных системных проблем бизнеса в Удмуртской Республике. Бизнес-омбудсмен в Удмуртии Александр Прасолов напомнил участникам Совета о ежегодной подготовке предложений в доклад федерального бизнес-омбудсмена президенту России. Также он привел примеры проблем, поставленных предпринимателями в Удмуртской Республике в прошлом году, по которым приняты положительные решения, позволившие улучшить условия ведения предпринимательской деятельности. Среди таких вопросов сохранение ЕНВД после 1 января 2018 года; снижение расходов транспортных компании в системе «Платон» и на пунктах весового контроля; недопущение резкого роста налоговой нагрузки по налогу на имущество для многих предпринимателей; отмена необходимости ежемесячно предоставлять нулевые отчеты в службу занятости; расширение перечня мест размещения нестационарных торговых объектов в городе Ижевске.

Представитель Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии Александр Ситников обратил внимание участников Общественного совета на то, что система «Платон» ставит легальных участников рынка перевозок в менее выгодные условия, фактически предоставляя существенное конкурентное преимущество нелегальным перевозчикам. Бизнес-омбудсмен в Ярославской области сообщил о наличии аналогичных проблем в его регионе. По его словам, в условиях кризиса внедрение системы увеличило затраты с каждой перевозки на 5-10 тыс. рублей. Водители грузовиков «разбивают» региональные и местные дороги, чтобы не выезжать на федеральные трассы. Бизнес-сообщество Ярославской области последовательно выступает против системы «Платон», в том числе потому что не уверено, что собранные деньги пойдут на благо региона.

Бизнес-омбудсмен в Удмуртии предложил общественным объединениям предпринимателей, своим общественным представителям в городах и районах и иным заинтересованным лицам в течение 2-х недель направить информацию по наиболее актуальным системным проблемам бизнеса и предложениям по улучшению условий ведения бизнеса в Удмуртии. Собранные проблемы и предложения планируется обсудить на заседании Общественного совета в третьей декаде декабря.

obsh_sovet_2016-11-28_3

По второму вопросу повестки выступил начальник Управления оценки регулирующего воздействия и экономики непроизводственной сферы, строительства и ЖКХ Министерства экономики Удмуртской Республики Вадим Нуриахметов. Он довел до участников Общественного совета информацию об изменениях в процедуре оценки регулирующего воздействия в Удмуртской Республике. Так были внедрены степени регулирующего воздействия, влияющие в том числе на сроки проведения публичных консультаций проекта нормативного правового акта и объем действий, необходимых для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Другим важным нововведением является создание единого портала оценки регулирующего воздействия, расположенного в сети Интернет по адресу http://regulation.udmurt.ru. Портал представляет собой единую точку размещения информации о региональных нормативных правовых актах в Удмуртской Республике, проходящих процедуру оценки регулирующего воздействия. Презентацию к выступлению можно загрузить по данной ссылке (файл формата PDF, размер 1,7 Мб).

После выступления Вадима Нуриахметова между участниками Общественного совета состоялась активная дискуссия по теме развития процедуры оценки регулирующего воздействия в Удмуртской Республике. Руководитель Аппарата бизнес-омбудсмена в Удмуртии Павел Лузянин и общественный представитель бизнес-омбудсмена в Игринском районе Ольга Шаронова настаивали на необходимости рекламы Портала оценки регулирующего воздействия. К сожалению, заместитель министра экономики Удмуртской Республики Марина Гуреева сообщила об отсутствии возможностей проведения широкомасштабной рекламной акции. Заместитель министра промышленности и торговли Удмуртской Республики Галина Трегубова предложила общественным объединениям предпринимателей организовывать и координировать вопросы участия бизнес-сообщества в публичных консультациях проектов, а заместитель министра экономики Удмуртской Республики Михаил Тумин предложил активнее задействовать в данных процедурах советы предпринимателей, созданные при органах местного самоуправления в городах и районах республики.

Представитель Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии Александр Ситников обратил внимание на разочарование представителей бизнеса от процедуры оцени регулирующего воздействия в связи с тем, что их мнение фактически не учитывается разработчиками проектов. Доцент Ижевского филиала РАНХиГС Максим Тенсин также обратил внимание на то, что предложения, поступающие в рамках публичных консультаций, носят рекомендательный характер. Представитель «Деловой России» Лариса Попова и представитель Воткинского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Ольга Пьянкова напомнили о проблемах внедрения современных информационных технологий в сельской местности, где многие предприниматели не имеют даже постоянного доступа к сети Интернет. Бизнес-омбудсмен в Ярославской области рассказал о своем опыте в вопросах проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.

По итогам состоявшегося обсуждения Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике предложил общественным объединениям предпринимателей и участникам Общественного совета подумать над способами повышения эффективности процедуры оценки регулирующего воздействия и направить свои предложения Уполномоченному.

obsh_sovet_2016-11-28_2

По третьему вопросу повестки Общественного совета выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров. Он поделился своим опытом защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также организации работы института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области. Также он представил Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2016 год, в котором свел информацию о деятельности регионального института и проблемах в сфере предпринимательства.

Проблемы, озвученные Альфиром Бакировым в своем выступлении, характерны и для Удмуртской Республики. Это вопросы формирования перечня мест размещения нестационарных торговых объектов, перехода к взиманию налогов на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости, нелегальной торговли, противодействия коррупционным практикам и другие. Учитывая это было принято решение координировать деятельность региональных уполномоченных в Удмуртской Республике и Ярославской области и совместно выносить обсуждение актуальных системных проблем бизнеса на федеральный уровень.

obsh_sovet_2016-11-28_4

Обсуждение четвертого вопроса повестки фактически продолжалось в течение всего заседания Общественного совета. Вопрос о новых требованиях к контрольно-кассовой технике поднимался чаще, чем какой-либо иной. Общую позицию предпринимательских сообществ по данному вопросу высказал Олег Коршунов – председатель Совета Предпринимателей Кезского района. По его оценкам, внедрение кассовых аппаратов, передающих в режиме онлайн данные в налоговые органы не только потребует существенных разовых затрат (по разным оценкам от 30 до 80 тыс. рублей), но и в разы увеличит затраты бизнеса на обслуживание кассовой техники. Потребуется вносить плату оператору фискальных данных, выступающему в роли посредника между бизнесом и налоговыми органами, оплачивать доступ в сеть Интернет, приобретать на каждое торговое место компьютерную технику (в том числе для обеспечения выхода в сеть Интернет, так как редкие модели новых касс могут сделать это самостоятельно). Сюда также приложатся затраты на приобретение специализированных бухгалтерских программ для работы с онлайн-кассами, оплату труда специалистов, которые будут работать с этими программами, что особенно актуально для сельской местности, и иные затраты. При этом с малого бизнеса, который в наибольшей степени пострадает от внедрения онлайн-касс, существенного увеличения доходов в бюджет не возникнет. Во-первых, многие малые предприниматели применяют ЕНВД либо патентную систему налогообложения и платят фиксированные суммы налога, не зависящего от оборота. Во-вторых, высокие затраты и сложность применения новых требований вынудят часть малого бизнеса уйти в «тень».

Предпринимательское сообщество прогнозирует возникновение множества сопутствующих проблем, связанных с внедрением онлайн-касс. Это риски, связанные с недостаточностью производственных мощностей производителей кассовой техники для выпуска достаточного количества кассовых аппаратов в установленные сроки. Это невозможность применения на одном кассовом аппарате расчетов по различным системам налогообложения. Это риски мошенничества и потерь от действия вирусов и другие непредвиденные сложности.

По итогам обсуждения вопроса Александр Прасолов предложил участникам Общественного совета в течении 3 дней направить ему имеющуюся информацию о проблемах и рисках внедрения новых кассовых аппаратов. По согласованию с бизнес-омбудсменом в Ярославской области вопрос планируется совместно поднять на VIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, которая состоится 8-9 декабря 2016 года.

В завершении заседания Общественного совета Александр Прасолов рассказал о планах по проведению в Удмуртии мероприятий проекта Совета Европы «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» и итогах своей командировки в Новгородскую область, в рамках которой Уполномоченный принял участие в открытии одного из первых МФЦ для бизнеса в нашей стране. Презентацию к выступлению Александра Прасолова по вопросу опыта создания МФЦ для бизнеса в Новгородской области можно загрузить по данной ссылке (файл формата PDF, размер 2,4 Мб).