В целях поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике был принят Закон № 32-РЗ «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики». Данный закон в соответствии со статьями 346.20 и 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации установил налоговые льготы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения. Нулевую налоговую ставку вправе применять предприниматели, осуществляющие установленные законом виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
Согласно закону, официально открывшие свое дело индивидуальные предприниматели вправе применять нулевую налоговую ставку в течение первых двух налоговых периодов, то есть, как правило, в течение двух лет. Несмотря на то, что закон вступил в силу 15 июня 2015 года, в нем прямо предусмотрено, что действие налоговых льгот распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
В ходе анализа правоприменительной практики Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике выявлены отдельные случаи незаконных отказов налоговых органов применять нормы Закона № 32-РЗ к индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в период с 1 января по 15 июня 2015 года.
На основании поступивших к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике обращений можно сделать выводы о том, что инспекциями Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике могут допускаться следующие нарушения прав предпринимателей.
Во-первых, незаконный перевод на общую систему налогообложения и необоснованное доначисление в связи с этим налогов. Так отдельные индивидуальные предприниматели, применившие патентную систему налогообложения, зарегистрированные в период с 1 января по 15 июня 2015 года и соответствующие всем критериям, указанным в Законе № 32-РЗ, обоснованно не производили оплату патентов. В результате эти предприниматели получали от налоговых органов уведомления о том, что ими нарушены установленные сроки уплаты налога, поэтому они не соответствуют требованиям применения патентной системы налогообложения. Такие действия налоговых органов могли повлечь необоснованное доначисление и необоснованную уплату такими предпринимателями налогов, так как в соответствии с частью 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, утративший право на применение патентной системы налогообложения, считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.
Во-вторых, незаконный отказ возврата переплаты налога по выданному патенту. Предприниматели, зарегистрированные с 1 января по 15 июня 2015 года, применившие патентную систему налогообложения и соответствующие всем критериям, указанным в Законе № 32-РЗ, имеют право на возврат налогов в части оплаченных ими патентов. Суммы, уплаченные такими предпринимателями за патенты, являются излишне уплаченными налогами и в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат зачету или возврату. При этом руководствуясь частью 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны в течение 10 дней сообщать налогоплательщикам о том, что им стало известно о факте излишней уплаты налога, а также сообщать сумму излишне уплаченного налога. Однако анализ поступивших обращений и судебной практики показал, что инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике не только не уведомляют предпринимателей о факте переплаты налогов, но и необоснованно отказывают таким предпринимателям в возврате излишне уплаченных сумм налога.
Совершая описанные выше действия налоговые органы в Удмуртской Республике опираются на позицию, согласно которой нулевая налоговая ставка может применяться исключительно индивидуальными предпринимателями, впервые зарегистрированными после вступления в силу регионального закона, то есть после 15 июня 2015 года. Эта позиция являлась предметом неоднократного судебного исследования в том числе в Арбитражном суде Удмуртской Республики, 17 арбитражном апелляционном суде, Федеральном арбитражном суде Уральского округа и признана всеми указанными судами необоснованной (дела № А71-13843/2015, А71-14369/2015, А71-8249/2016). Действия либо бездействие налоговых органов, опирающиеся на вышеуказанную позицию, признаны судом незаконными и нарушающими права предпринимателей.
Уважаемые индивидуальные предприниматели, открывшие свой бизнес в период с 1 января по 15 июня 2015 года! Если в отношении вас инспекциями Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике были допущены вышеуказанные нарушения, предлагаем обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову для оказания содействия в восстановлении ваших нарушенных прав.
Более подробную консультацию по данному вопросу вы можете получить по телефону (3412) 78-00-88.
Записаться на прием к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике вы можете по телефону (3412) 78-00-80.