Добрый день!
Уважаемые Владимир Петрович, члены Президиума, депутаты и приглашённые.
Сегодня кратко подведу итоги своей деятельности за прошедший год. Подробный отчёт на 140 страницах направлен Вам ранее. Также он размещён в открытом доступе на нашем официальном сайте.
Основными задачами Уполномоченного являются восстановление нарушенных прав предпринимателей, взаимодействие с предпринимательским сообществом, выявление системных проблем бизнеса и участие в формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства.
В 2016 году к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике поступило в 1,5 раза больше обращений, нежели за 2015 год.
Растёт узнаваемость института, расширяется спектр проблем, за решением которых предприниматели обращаются к Уполномоченному. Чаще всего ко мне обращаются в связи с ростом налоговой нагрузки и несогласием с результатами проведённых проверок.
На 70% увеличилось количество заявителей, права и законные интересы которых были восстановлены при участии Уполномоченного. При этом наиболее существенное развитие в отчётном периоде получил механизм защиты прав предпринимателей в судах при участии Уполномоченного.
В течение года представители института приняли участие в 47 судебных заседаниях. Почти во всех судебных процессах с участием Уполномоченного права предпринимателей были восстановлены. К примеру, отменяются незаконные решения о привлечении к административной ответственности.
Взаимодействие Уполномоченного с органами власти, в том числе в рамках заключённых соглашений, позволяет оперативно решать возникающие вопросы. Хочу особо отметить эффективность взаимодействия с органами прокуратуры.
Существенное содействие оказывает руководство МВД, в том числе в вопросах оперативного возврата компьютерной техники и документов, изъятых в ходе оперативно-розыскных мероприятий.
Налажено активное взаимодействие с антимонопольной службой, Управлением Роспотребнадзора, Государственной инспекцией труда, службой судебных приставов, Минэкономики и Минпромторгом Удмуртии.
Увеличивается количество поступающих обращений, расширяется взаимодействие с бизнес-сообществом. Таким образом, мы принимаем участие в решении более широкого спектра системных проблем предпринимательства.
Необходимо отметить, что решение большинства системных проблем находится в компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. К сожалению, многие из этих проблем, возникли вследствие недостаточно проработанных решений, принятых на федеральном уровне. К примеру – требования заменить все кассовые аппараты на новые, которые должны в онлайн режиме передавать данные о каждом чеке в налоговые органы. На эту тему ко мне и к коллегам из других регионов поступают массовые обращения от малых предпринимателей, которых увеличение издержек на новые кассы может поставить за грань рентабельности. В результате мы можем получить не рост налоговых отчислений, а массовый уход малого бизнеса в «тень».
Наиболее актуальные проблемы бизнеса я направляю Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, который включает их в ежегодный доклад главе государства.
Принимаемые впоследствии решения учитывают предложения бизнес-сообщества. Так, к примеру, после соответствующих обращений от института уполномоченных, Правительством России были увеличены сроки для проведения маркировки меховых изделий идентификационными чипами, а федеральный законодатель продлил срок ЕНВД до 1 января 2021 года. В то же время остаётся ещё много вопросов, требующих решения.
На республиканском уровне мною также принимаются меры, направленные на разрешение системных проблем бизнеса. Например, посредством участия предпринимателей и Уполномоченного в 9 судебных процессах первой, апелляционной и кассационной инстанций было защищено право индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в начале 2015 года, на применение нулевой налоговой ставки. Сформирована положительная судебная практика.
Поднимаемые Уполномоченным системные проблемы бизнеса нередко находят поддержку у Главы Удмуртской Республики, Председателя Правительства, депутатов Государственного Совета Удмуртии. Так, Правительство Удмуртской Республики с учётом моих предложений отменило требование о предоставлении ежемесячных отчётов об отсутствии вакансий. В начале прошлого года профильные постоянные комиссии Госсовета Удмуртии поддержали моё мнение о преждевременности внесения изменений в закон о налоге на имущество организаций, которые бы существенно ухудшили налоговые условия для многих предпринимателей.
К сожалению, несмотря на отдельные принимаемые шаги в интересах бизнес-сообщества, условия ведения бизнеса в Удмуртии продолжают оставаться довольно неблагоприятными. Кроме того, многие предприниматели говорят об их дальнейшем ухудшении. Это показывают результаты опроса, проведённого в январе 2017 года.
Вызывают обеспокоенность данные об изменении финансово-экономического положения компаний. Так, только четверть опрошенных сообщили о положительной динамике, в основном незначительной. У большинства предпринимателей, наоборот, финансово-экономическое положение ухудшилось.
В Российской Федерации и Удмуртской Республике, по мнению представителей бизнес-сообщества, сохраняются относительно высокие риски для ведения бизнеса. Среди причин можно отметить регулярное изменение правил ведения бизнеса, высокую налоговую нагрузку, снижение спроса и покупательской способности населения, недоступность кредитных средств, крупные штрафы для малого предпринимательства.
Малые предприниматели в бóльшей степени подвержены негативным последствиям от введения новых требований к бизнесу. Но и крупные компании, имеющие достаточные штаты специалистов, в том числе юридического профиля, не могут чувствовать себя в безопасности. Например, в области налогообложения не всегда есть чёткие границы отличия законной налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. То, что вчера считалось нормой, сегодня признаётся как нарушение законодательства и подлежит наказанию.
По мнению опрошенных, наибольшие барьеры для ведения предпринимательской деятельности в Удмуртии в настоящее время создают налоговые органы и органы местного самоуправления. Достаточно часто, но реже чем в предыдущие годы, отмечают препятствия, создаваемые органами Роспотребнадзора, МВД, Гострудинспекции и МЧС.
Убеждён, что принимаемые на различных уровнях решения не должны чрезмерно ограничивать свободу предпринимательства. На практике же нередко в интересах общества устанавливаются более жёсткие требования к бизнесу, а также несоразмерно высокая ответственность за их нарушение. В результате они превращаются из меры воздействия на предпринимателя в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, что, на мой взгляд, недопустимо.
Среди положительных изменений в условиях ведения бизнеса, по мнению предпринимательского сообщества, можно отметить улучшение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и некоторое снижение количества проводимых проверок. Это как раз те направления, которым государство уделяет в последние годы достаточно много внимания. Например, создаются и развиваются МФЦ, электронные услуги, введены «надзорные каникулы», внедряется риск-ориентированный подход. Одновременно следует отметить, что даже по этим направлениям часть опрошенных предпринимателей, к сожалению, отмечают негативные тенденции. Есть отдельные претензии к способам перехода на новые формы предоставления услуг, а положительный эффект от снижения количества плановых проверок компенсируется увеличением числа проверок, носящих внеплановый характер.
Вызывает обеспокоенность присутствие коррупционных практик в сферах взаимодействия бизнеса и властных структур. Каждый пятый респондент сообщил о том, что в течение 2016 года ему приходилось сталкиваться уплатой неформальных платежей. При этом, учитывая деликатность поставленного вопроса, фактический уровень распространения коррупционных практик может быть существенно выше. Это создает неблагоприятный инвестиционный фон в регионе, увеличивает издержки и риски инвесторов.
По мнению опрошенных, основными причинами возникновения коррупционных практик являются неблагоприятная административная среда, а также созданные трудноисполнимые обязательные требования или процедуры. В результате предприниматели вынуждены платить с целью сохранить свой бизнес.
Считаю, что в ближайшей перспективе на региональном уровне необходимо:
- не допустить роста налоговой и иной нагрузки на предпринимателей;
- по возможности, компенсировать рост налоговой нагрузки, который произошёл вследствие принятых ранее решений;
- продолжить работу по повышению качества и доступности получения государственных и муниципальных услуг для бизнеса;
- продолжить реформирование механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в направлении расширения профилактики нарушений;
- провести ревизию и повысить эффективность мер государственной и муниципальной поддержки бизнеса;
- совершенствовать правоприменительную практику. В частности, необходимо исключить случаи применения меры пресечения в виде заключения под стражу предпринимателей, в отношении которых выдвинуты уголовные обвинения по «экономическим» статьям.
Внимание к условиям ведения бизнеса, в том числе со стороны Президента Российской Федерации и Главы Удмуртии, продолжает расти. Это даёт основания ожидать поддержки наших инициатив, направленных на развитие экономики республики, повышение инвестиционной привлекательности региона. Уверен, что разрешение представленных в докладе системных проблем и реализация выработанных бизнес-сообществом предложений позволят обеспечить экономический рост и повысить благосостояние населения Удмуртской Республики.