Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов 4 июля 2017 года по просьбам группы активных жителей республики провел круглый стол по вопросам регулирования деятельности «самозанятых» граждан. Обсуждение новой для всех темы прошло в конференц-зале, предоставленном Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики. В обсуждении приняли участие начальник отдела налогообложения физических лиц Управления ФНС России по Удмуртии Эльвира Кропочева, начальник отдела по назначению и перерасчету пенсий Ирина Пасынкова и заместитель начальника отдела взаимодействия со страхователями Анжелика Лобанова, представлявшие Отделение Пенсионного фонда России по Удмуртии, главный государственный инспектор труда Гострудинспекции в Удмуртии Рината Шайдуллина, заместитель начальника правового отдела Регионального отделения Фонда социального страхования по Удмуртии Анжелика Толстова, заместитель директора Фонда обязательного медицинского страхования Удмуртии Лада Олонова, начальник отдела трудоустройства и спецпрограмм Минтруда Удмуртии Ирина Мясникова, граждане, осуществляющее детальность в качестве «самозанятых», и предприниматели, взаимодействующие с лицами, попадающими под категорию «самозанятых» граждан.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ходе круглого стола отметил важность вывода из «тени» лиц, являющихся «самозанятыми». В то же время Александр Прасолов обратил внимание, что изначальная инициатива по легализации этой категории лиц, выдвинутся федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, была сильно искажена. В результате сократилось как количество видов деятельности, которыми официально могут заниматься самозанятым, так и условия их вывода из «теневой» занятости.
Напоминаем, что в настоящее время к категории «самозанятых» согласно Налоговому кодексу Российской Федерации относятся лица, оказывающие услуги:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства;
- иные виды услуг, установленные субъектом Российской Федерации.
Как сообщила в рамках круглого стола представитель налоговых органов Эльвира Кропочева, для данных категорий лиц предусмотрено освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 2017 и 2018 годы. Данная норма установлена пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом обязательными условиями применения данной льготы является отсутствие наемных работников и уведомление налогового органа об осуществлении деятельности в качестве «самозанятого».
Сама регистрация в качестве «самозанятого», как рассказала Эльвира Кропочева, очень проста. Физическому лицу достаточно подать уведомление в любой налоговый орган по форме, установленной приказом ФНС России от 31 марта 2017 года № ММВ-7-14/270@. Таким же способом «самозанятый» уведомляет о прекращении такой деятельности.
При регистрации необходимо помнить, что к категории «самозанятых» не могут быть отнесены лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц «самозанятые» на 2017 и 2018 годы также освобождается от уплаты страховых взносов, которые, к слову, на сегодняшний день администрируют налоговые органы. Эта норма содержится в подпункте 4 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации. Но, как разъяснили представители пенсионного Фонда России Ирина Пасынкова и Анжелика Лобанова, страховой пенсионный стаж «самозанятым» на этот период не начисляется и баллы не присваиваются. При этом представители потенциальных «самозанятых» отметили, что пенсионеры после регистрации в качестве «самозанятых» считаются работающими. В результате они ежемесячно теряют около 600 рублей к размеру своей пенсии.
Сотрудники Пенсионного фонда России сообщили, что сегодня, к сожалению, даже официально работающие граждане-индивидуальные предприниматели получают довольно скромные пенсионные права. Те предприниматели, чей годовой оборот составляет менее 300 тыс. рублей, за начисленные в течение года взносы получают около 1,5 баллов, что приблизительно соответствует ежемесячной доплате к пенсии в размере 100 рублей.
Отельная важная тема, которая была затронута в ходе круглого стола, – это оформление отношений между «самозанятыми», их нанимателями и предпринимателями, выступающими в роли агентов. Как выяснилось в ходе обсуждения, существуют определенные сложности практического вывода из «тени» таких отношений. В частности, как разъяснила главный государственный инспектор труда Рината Шайдуллина, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц. В частности, статьей 303 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель – физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме, который подлежит обязательной регистрации в органе местного самоуправления, уплачивать установленные страховые взносы и другие обязательные платежи, а также оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. То есть в этом случае физическое лицо будет выступать в качестве налогового агента и нести существенные финансовые, трудовые и временные затраты. Таким образом, применить льготы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, «самозанятые» могут исключительно при оказании услуг в рамках договоров гражданско-правового характера.
В ходе обсуждения также выяснилось, что потенциальных «самозанятых» и их представителей волнуют вопросы налогообложения после истечения льготного периода, особенности регулирования труда отдельных категорий «самозаняых», например, инвалидов, а также возможности расширения на региональном уровне перечня услуг, которыми могут заниматься «самозанятые». В настоящее время, как подтвердили участники круглого стола, решение о расширении перечня в Удмуртской Республике принято. Кроме того, есть понимание, что у органов государственной власти, ответственных за реализацию данного направления, нет четкой позиции по данному вопросу, в том числе не решения о том, какие виды услуг можно и нужно включать в дополнительный перечень.
По итогам прошедшего круглого стола можно сделать выводы, что в настоящее время институт «самозанятых» находится в начальной стадии формирования. Несмотря на то, что налоговым законодательством уже предусмотрено освобождение от налогов и страховых взносов на 2 года, каких-либо иных преимуществ от выхода из «тени» «самозанятые» не имеют. При этом, учитывая то, что практика регулирования деятельности «самозанятых» практически отсутствует, такие наемные работники создают довольно высокие риски как для нанимателей-физических лиц, так и для предпринимателей – агентов, координирующих деятельность «самозанятых». Ситуацию усугубляет недостаток четкой, однозначной и системно сформированной информации об институте «самозанятых», который отчасти вызван отсутствием такой информации у органов государственной власти в Удмуртской Республике. Вероятно, поэтому реализация законодательства о самозанятых в Удмуртской Республике в настоящее время «пробуксовывает». По данным, озвученным представителем налоговых органов, только один житель республики подал заявку на регистрацию в качестве «самозанятого». Учитывая это, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике предложил участникам круглого стола сформулировать и направить ему предложения о реализации института «самозанятых» и его развитии.