Доброе утро, уважаемые участники Конференции.
Сегодня мы хотим поговорить о высокопроизводительных рабочих местах. Эта тема важна, как с социальной, так и с экономической точки зрения.
Высокопроизводительные рабочие места – это передовые технологии и эффективный труд. Чем современнее предприятие и эффективнее используются трудовые ресурсы, тем выше добавленная стоимость, производимая каждым работником. В результате, выше уровень оплаты труда.
Современные рабочие места не только обеспечивают достойный доход работнику, но и дают повод для гордости за своё дело.
Создание высокопроизводительных рабочих мест выгодно государству. Чем выше прибыль предприятий и доходы населения, тем больше собирается налогов.
Глава республики одной из своих приоритетных целей называет удвоение налоговых поступлений в бюджет Удмуртии. Считаю, что единственный верный способ достижения поставленной цели – это развитие бизнеса. И создание высокопроизводительных рабочих мест может стать драйвером этого процесса.
Вопросу повышения производительности труда уделяется внимание на самом высоком уровне. Президент страны в одном из майских указов 2012 года поставил цель – увеличить к 2020 году число высокопроизводительных рабочих мест до 25 миллионов.
На сегодняшний день существуют две основных методики оценки числа высокопроизводительных рабочих мест. Первая и, в настоящее время основная, – это методика Росстата. Она основана на сравнении средней заработной платы работника с пороговым значением, установленным для каждого вида детальности.
Таким образом, с точки зрения, органов статистики, высокопроизводительные рабочие места – это места с высокой заработной платой.
Вторая методика была представлена Институтом экономики роста им. Столыпина П.А. и основывается на данных налоговых органов. По их мнению к высокопроизводительным рабочим местам необходимо относить те, места, которые дают бóльшую добавленную стоимость, нежели в среднем по отрасли. Поэтому в данной методике ориентируются на валовую прибыль компании и затраты на труд в расчёте на одно рабочее место.
Обе методики не лишены недостатков, но при этом методика Института даёт более объективные показатели для реального сектора экономики. В дальнейшем в своём докладе буду приводить данных налоговых органов и этой методики.
К сожалению, в последние годы в России наблюдается тенденция существенного сокращения числа рабочих мест. За период с 2011 по 2016 годы их стало меньше примерно на 6,6 млн. Это около 10%. При этом сокращается реальный сектор экономики, к примеру, обрабатывающие производства и транспорт. Напротив, растёт количество рабочих мест в секторах финансов и торговли. В результате возникает структурный дисбаланс экономики.
В сложившихся условиях существенное повышение производительности труда – это практически единственный путь, приводящий к экономическому росту, и жизненно необходимое условие развития экономики Удмуртии.
Реальный сектор экономики это понимает. Количество высокопроизводительных рабочих мест за тот же период возросло на 3,9 млн. Рост составил около 30%. В первую очередь, растёт обрабатывающая промышленность.
Отдельно хочу отметить, что рост числа высокопроизводительных рабочих мест не затронул малый бизнес. Думаю, что это связано с увеличением «теневого» сектора экономики. Поэтому этот вопрос требует дополнительного внимания.
По уровню добавленной стоимости на одно рабочее место в Приволжском федеральном округе Удмуртская Республика находится на среднем уровне. Есть регионы, где показатели выше. Это, например, Пермский край и Нижегородская область. Есть и те регионы, где ниже.
Для всех регионов округа характерно то, что добавленная стоимость в расчёте на одно рабочее место существенно ниже среднероссийского уровня. Удмуртия не исключение. Среднее значение для нашей республики – около 700 тыс. рублей на рабочее место, а средний показатель по стране – 1,5 млн.
По состоянию на 2016 год в Удмуртии было сосредоточено около 6% всех высокопроизводительных рабочих мест в регионе и их число уверенно растёт. Лидерами по этому показателю являются Татарстан, Башкортостан и Нижегородская область.
Если посмотреть данные за период с 2011 по 2016 годы, то ситуация в Удмуртии в целом совпадает с общероссийской.
По количеству рабочих мест динамика разнонаправленная. Но в целом за 5 лет она отрицательная. Число рабочих мест сократилось на 77 тыс. Это около 11%.
Напротив, как и в среднем по России, число высокопроизводительных рабочих мест растёт. За 5 лет их стало больше на 48 тыс. или на 60%. В первую очередь, его обеспечивают производства, такие как металлургическое или электрооборудования.
Если рассматривать структуру экономики республики в разрезе видов экономической деятельности, то мы видим, что по числу рабочих мест лидируют сектора торговли и операций с недвижимостью.
Напротив, если рассматривать число высокопроизводительных рабочих мест, то лидерами являются металлургическое производство, производство электрооборудования, сельское и лесное хозяйство. В самых крупных по числу рабочих мест секторах торговли и операций с недвижимым имуществом число высокопроизводительных рабочих мест относительно невелико.
Если же рассматривать виды экономической деятельности по доле высокопроизводительных рабочих мест, то здесь лидируют сектора производства транспортных средств и оборудования, а также электрооборудования.
Удмуртская Республика имеет высокий потенциал для развития производства и увеличения производительности труда. По оценкам Института экономики роста к 2020 году при реализации системных мер по поддержке бизнеса число высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях в Удмуртии может увеличиться в 1,5 раза. Это около 70 тыс. рабочих мест.
Существенный потенциал увеличения производительности труда есть в секторах обрабатывающих производств, сельского хозяйства, строительстве, транспорте и связи.
При этом считаю, что высокопроизводительные рабочие места способен создать только частный конкурентоспособный бизнес. А для его поддержки государству необходимо проводить активную экономическую политику.
Когда мы говорим о повышении производительности труда, кроме направлений развития необходимо рассматривать и вопросы устранения существующих проблем и препятствий, сдерживающих рост бизнеса.
Мнение предпринимательского сообщества о факторах, сдерживающих развитие, отличается от общественного мнения. Если население в целом в первую очередь обращает внимание на избыточную бюрократию, коррупцию и высокие налоги, то по мнению представителей бизнеса первый план выходят проблемы экономического характера. Это неопределенность экономической ситуации, снижающийся спрос на внутреннем рынке, недоступность кредитных ресурсов и, конечно же, высокие налоги.
К сожалению, экономическая ситуация такова, что текущая инерционная динамика развития с ростом ВВП в диапазоне 1-2% в год приведёт к существенному сокращению доли экономики нашей страны в общемировом объеме. Для изменения ситуации сегодня необходим комплекс системных решений в сфере экономики. Такой комплекс мер, в частности, был сформулирован Институтом экономики роста и назван «Стратегией роста». Для его реализации бизнесу и власти необходимо добиться общего понимания экономической определенности, определить источники роста, план мероприятий по стимулированию роста и сформировать команду исполнителей.
Сегодня мы наблюдаем тенденцию снижения привлекательности предпринимательской деятельности. При сохраняющихся высоких рисках ощутимо возросли издержки бизнеса. Это, среди прочего, рост затрат на импорт оборудования, регулярный рост тарифов, не соответствующий реальному росту доходности бизнеса, новые требования, исполнение которых отнимает ресурсы.
Для изменения ситуации необходимо, во-первых, выявить и развивать «точки роста» экономики. Это проекты-локомотивы, обладающие наибольшим мультипликативным эффектом для развития экономики Удмуртии.
Во-вторых, необходимо поддержать проекты-локомотивы набором системных решений, снижающих издержки производства и нейтрализующих риски ведения бизнеса. При реализации этих условий мы получим существенный положительный эффект бизнеса, власти и жителей республики.
Точками роста для Удмуртии может стать проведение активной политики, направленной на повышение узнаваемости продукции местных товаропроизводителей. Твёрдо уверен, что нашим предприятиям есть, что предложить потенциальным покупателям.
Учитывая специфику экономики республики существует явная потребность в диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Требуют повышенного внимания вопросы развития кластеров, таких как машиностроительный и кластер производства нефтегазового оборудования, инновационных и технопарков. Подобных проектов должно стать больше.
Необходимо решение вопросов транспортной инфраструктуры. В частности, реконструкция аэропорта и решение проблем с перевозками грузов по автомобильным дорогам республики.
Также есть множество других «точек роста» к более дельному обсуждению которых мы подойдём немного позже, когда дадим слово модераторам прошедших вчера стратегических сессий.
В качестве системных мер поддержки бизнеса «Стратегия роста» предлагает снизить издержки предпринимателей за счёт перехода к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике, обеспечения доступных кредитов бизнесу, снижению тарифов на услуги монополий, проведению налоговой реформы.
Для уменьшения рисков необходимо кардинальное снижение административного давления на бизнес, реформы судебного и уголовного экономического законодательства. У нас не будет активного развития, пока предприниматель не почувствует, что его дело защищено.
Также необходима реализация комплекса иных мер, таких как ввод в коммерческий оборот незадействованных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и перенос точек развития с мегаполисов на небольшие города, такие как Глазов, Сарапул, Воткинск и Можга.
В завершение своего выступления хочу повторить, что предприятия в Удмуртии обладают большим потенциалом. Если их поддержать, рост экономики республики будет обеспечен.
С учётом того, что в экономике нашей страны уже есть 16 млн высокопроизводительных рабочих мест, при осуществлении мер, предусмотренных в «Стратегии роста», показатель, установленный Президентом, может быть не только достигнут, но и превзойдён.
Спасибо за внимание.
Презентация к выступлению бизнес-омбудсмена в Удмуртии (файл формата PDF, размер 1 Мб).