В середине декабря к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову поступило коллективное обращение 40 представителей малого бизнеса с описанием системных проблем, находящихся в сфере компетенции налоговых органов, с которыми они сталкиваются в своей предпринимательской деятельности. Это, в частности, усложнение отчётности, существенные для малого бизнеса затраты на внедрение контрольно-кассовой техники нового образца, сложности получения необходимой информации от налоговых органов.
Представители бизнеса обращали внимание бизнес-омбудсмена на то, что указанные проблемы мешают развитию экономики республики, способствуют уходу малого бизнес в «тень» и просили организовать встречу с руководством Управления ФНС России по Удмуртии для обсуждения возникающих системных проблем. Поэтому 26 декабря в зале заседаний Дома Правительства Удмуртской Республики по инициативе Александра Прасолова прошло совместное заседание общественных советов при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике и при Управлении Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
В заседании приняли участие бизнес-омбудсмен Александр Прасолов, председатель общего собрания Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии Сергей Молчанов, заместители начальника Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин и Венера Кузнецова, исполнительный директор промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие» Юрий Кадочников, директор Лиги общественных объединений предпринимательства Удмуртии Виктор Любимов, исполнительный директор Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии Борис Крымский, президент Нотариальной палаты Удмуртии Лариса Пушина, главный редактор газеты «Удмуртская Правда» Марина Майорова, директор Ижевского филиала РАНХиГС Максим Тенсин, директор института экономики и управления Удмуртского государственного университета Анатолий Аношин, общественные представители бизнес-омбудсмена в городе Воткинске, Селтинском и Юкаменском районах Виталий Винтер, Николай Березин и Алексей Ешмеметьев, представители группы предпринимателей, ранее обратившихся к бизнес-омбудсмену, представители общественных объединений предпринимателей, коммерческих компаний и индивидуальные предприниматели.
В ходе совместного заседания общественных советов были обсуждены вопросы, поднятые в коллективном обращении представителей малого предпринимательства к бизнес-омбудсмену. Один из них – это усложнение отчётности в налоговые органы. Как сообщила представитель группы обратившихся предпринимателей Зухра Шайехова, для микробизнеса, не имеющего в штате бухгалтеров, формы 6-НДФЛ и РСВ-1 являются довольно сложными для заполнения. Другая проблема для малого бизнеса – это сдвиг сроков уплаты налога на доходы физических лиц. Если раньше все налоги необходимо было уплатить до 15 числа следующего месяца, то теперь для налога на заработную плату установлен один срок, а для налога с больничного – другой. Это вносит дополнительные сложности для администрирования налогов, что также наиболее актуально для микропредприятий.
Заместитель начальника Управления ФНС России по Удмуртии Венера Кузнецова сообщила, что формы отчётности разрабатываются федеральным органом с определёнными целями. В частности форма 6-НДФЛ призвана бороться с фактами неуплаты налогов на доходы наёмных работников. При этом, поданным налогового органа, у большинства предпринимателей в Удмуртии проблем с заполнением форм отчётности не возникает. Ошибки в заполнении выявляются примерно у 5% налогоплательщиков. Отдельно следует отметить вопросы перехода к администрированию налоговыми органами процедуры взимания страховых взносов. К сожалению, алгоритмы работы различных государственных органов, например, налоговых инспекций и отделений Пенсионного фонда России, существенно отличаются. В связи с этим при передаче функций возникают определённые проблемы, которые решаются по мере их выявления.
Беспокоят малый бизнес и вопросы взаимодействия с налоговыми органами. Как сообщили в своём обращении представители малого бизнеса, обучающие семинары, проводимые межрайонными инспекциями ФНС России недостаточно информативны. При этом у малых предприятий, особенно в начале производственной деятельности, часто наблюдается недостаточная грамотность в вопросах налогообложения, в том числе в вопросах о видах уплачиваемых налогов, сроках их уплаты, сроках предоставления отчётов и порядке их заполнения.
Начальник отдела по работе с налогоплательщиками Марина Еланцева рассказала о работе налоговых органов по информированию налогоплательщиков о требованиях налогового законодательства. В частности налоговыми инспекциями проводятся обучающие мероприятия, выпускаются памятки и иная информационная печатная продукция. Федеральной налоговой службой проводится модернизация и расширение числа электронных сервисов, доступных на сайте службы. Большое внимание уделяется развитию сервисов личного кабинета налогоплательщика, в частности в ближайшее время он будет обновлён для налогоплательщиков — физических лиц. С 4 квартала 2017 года налоговыми органами в Удмуртии проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики, на которые открыт свободный доступ представителям бизнес-сообщества.
Бизнес-омбудсмен в Удмуртии предложил налоговым органам рассмотреть возможность применения современных технологий для информирования налогоплательщиков об их обязанностях и правах в сфере налогообложения. В частности в настоящее время быстро развиваются механизмы информирования через мессенджеры, социальные сети и другие средства коммуникации, регулярно просматриваемые пользователями.
Беспокоит малый бизнес и существенный размер административных штрафов за нарушения налогового законодательства. При этом норм, аналогичных статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих освобождение субъектов малого предпринимательства от административного штрафа а впервые выявленное нарушение, в налоговом законодательстве нет.
Как пояснил заместитель начальника Управления ФНС России по Удмуртии Марат Хабибуллин, несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве норм о замене административного штрафа на предупреждение за впервые выявленное нарушение, там предусмотрен механизм существенного снижения штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. В результате применения такого механизма размер административного штрафа может быть уменьшен в несколько раз.
Еще один из актуальных вопросов, который беспокоят малый бизнес, – это необходимость применения контрольно кассовой техники предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения или ЕНВД, чьи налоговые отчисления не зависят от оборота. Внедрение онлайн-кассы приводит к существенному росту затрат у микробизнеса. Особенно эта проблема актуальна для тех, кто реализует продукцию в сельской местности.
Главный налоговый инспектор УНФС России по Удмуртии Сергей Кочев рассказал об изменениях в новом порядке применения контрольно-кассовой техники, в том числе о переносе сроков обязательного применения кассовых аппаратов для отдельных субъектов малого предпринимательства (изменения внесены Федеральным законом №337-ФЗ). Кроме того, как сообщил Сергей Кочнев, законодательно утверждена возможность получения индивидуальными предпринимателями налоговых вычетов в качестве компенсации затрат на приобретение контрольно кассовой техники (Федеральный закон № 349-ФЗ).
По данным налоговых органов процесс перехода на новую контрольно-кассовую технику торговыми точками, которые до 1 июля 2017 года были обязаны применять кассы в своей работе, завершился. В настоящее время на территории Удмуртской Республики зарегистрировано более 15 тысяч единиц кассовой техники нового образца. Кроме того, Сергей Кочнев напомнил об особенностях проведения расчётов с покупателями в труднодоступных местностях и местностях, удалённых от средств связи. Перечни таких местностей для Удмуртской Республики определены приказами Минпромторга Удмуртии.
Также участники заседания поддержали проект постановления Правительства Удмуртской Республики «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 года № 172 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», подготовленный бизнес-омбудсменом. Напомним, что изменения, ранее внесенные в постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 года № 172 существенно увеличили размеры арендной платы. У отдельных арендаторов сумма платежей выросла в 6-12 раз. Проект предусматривает введение ограничения на рост арендной платы – не более 30% к размеру арендной платы за предыдущий год.