В январе 2018 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александру Прасолову обратился индивидуальный предприниматель из города Воткинска с жалобой на отказ налоговых органов в прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Ранее, в декабре 2018 года, заявитель через МФЦ подал заявление на получение государственной услуги по прекращению деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также представил необходимые документы. Неожиданно для себя в начале января 2018 года он получил решение Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Удмуртской Республике об отказе в прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Причиной отказа стало непредставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о наёмных работниках, предусмотренных Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». При этом за всё время деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявитель не привлекал наёмных работников и, соответственно, не был зарегистрирован в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве работодателя.
Для получения разъяснений заявитель обратился в межрайонное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам. Там признали, что индивидуального предпринимателя ошибочно включили в список лиц, не предоставляющих отчёты о своих работниках, который представили в Межрайонную инспекцию ФНС России № 11 по Удмуртской Республике. Для решения вопроса заявителю предложили обратиться в налоговые органы. В свою очередь сотрудники межрайонной налоговой инспекции сообщили индивидуальному предпринимателю, что поскольку органы Пенсионного фонда Российской Федерации представили информацию о неисполнении заявителем обязанности о направлении сведений о своих работниках, то, несмотря на ошибочность этой информации, формальные основания для изменения решения об отказе в прекращении статуса индивидуального предпринимателя отсутствуют.
В такой ситуации индивидуальный предприниматель принял решение обратиться за защитой своих прав к бизнес-омбудсмену в Удмуртской Республике. Изучив материалы дела Александр Прасолов согласился с доводами заявителя том, что в действиях сотрудников органов Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов усматривается нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Для восстановления нарушенных прав заявителя Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике направил обращение в межрайонное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам с просьбой представить информацию и документы на основании которых сделан вывод о неисполнении заявителем обязанностей по предоставлению сведений о наёмных работниках. В ответ на данный запрос межрайонное Управление подтвердило, что информация о неисполнении индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ была направлена в налоговые органы вследствие технической ошибки. После обнаружения указанной ошибки в адрес Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Удмуртской Республике направлено обращение о снятии заявителя с регистрационного учёта в связи с исполнением им обязанности по представлению отчётности.
Учитывая, что органами Пенсионного фонда была признана и впоследствии исправлена допущенная техническая ошибка, послужившая основанием для принятия межрайонной налоговой инспекцией решения об отказе в прекращении статуса индивидуального предпринимателя, бизнес-омбудсменом был направлен запрос в вышестоящий государственный орган – Управление ФНС России по Удмуртской Республике – о рассмотрении жалобы заявителя на решение межрайонной налоговой инспекции с учётом новых обстоятельств. По итогам рассмотрения обращения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Управление ФНС России по Удмуртской Республике сообщило, что жалоба заявителя был удовлетворена, а Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Удмуртской Республике внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, права заявителя при содействии бизнес-омбудсмена были полностью восстановлены.