5 июля 2018 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов принял участие в семинаре «Обзор законодательства, регулирующего процесс проведения закупок на региональном и муниципальном уровнях в Российской Федерации». Он состоялся в городе Курске в рамках реализации проекта «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне» (ПРЕКОП II). Организатором данного проекта выступает Совет Европы при сотрудничестве с Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
В ходе семинара эксперты и участники проекта обсудили законодательные нормы, регулирующие процесс проведения закупок, для последующей выработки рекомендаций по укреплению законодательной в части проведения закупок и ее соответствия стандартам Совета Европы и другим международным стандартам и практикам.
Глава Программного офиса Совета Европы в России Пётр Зих рассказал журналистам, что проект «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик на муниципальном уровне» является крупнейшим для Совета Европы:
«Он реализуется с 2013года. Сейчас проходит уже второй этап. У нас 15 «пилотных» регионов. И мы очень рады, что в их числе Курская область. Отмечу, что проблемы борьбы с коррупцией важны и актуальны для многих стран, поэтому у нас работают опытные эксперты, которые отслеживают, как выполняются рекомендации в разных странах. Российская Федерация поддерживает большинство из них.»
Необходимо отметить, что Удмуртская Республика включена в число указанных пилотных проектов. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике в целях содействия проекту был проведён опрос руководителей муниципальных районов и городских округов о действующих практиках противодействия коррупционным проявлениям при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
Наиболее эффективным механизмом противодействия коррупционным практикам в сфере муниципальных закупок, по мнению местных администраций, является обеспечение информационной прозрачности процесса закупки. Размещение в открытом доступе информации позволяет как увеличить число потенциальных участников закупки, так и сокращает риски принятия коррупционных решений. Такие решения могут быть легко выявлены посредством анализа сведений, размещённых в открытом доступе.
Ещё одним эффективным механизмом, о котором часто говорят органы местного самоуправления, является проведение закупок в форме электронного аукциона с анонимными участниками. Поскольку участники закупки не знают друг друга (им присваивается только условный номер), это снижает возможности сговора и способствует повышению конкуренции при закупках.
Также муниципальные власти отмечали такие возможности для противодействия коррупции как:
- проверка данных о лицах, принимаемых на службу (работу) в подразделения, занимающиеся закупками;
- проверка случаев, когда члены конкурсной комиссии аффилированы с участниками закупок;
- проверка предоставляемых сведений о доходах и расходах лиц, в должностные обязанности которых входят вопросы проведения муниципальных закупок.
В то же время необходимо отметить, что часто в качестве механизмов противодействия коррупции при муниципальных закупках органами местного самоуправления назывались меры, которые представляются довольно спорными в плане их эффективности в части снижения коррупционных рисков. Это, в частности:
- обучение сотрудников подразделений, занимающихся вопросами закупок, и членов конкурсных комиссий вопросам противодействия коррупционным практикам, повышение их квалификации;
- утверждение муниципальных правовых актов по вопросам противодействия коррупционным практикам;
- включение в состав конкурсной комиссии должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных нарушений;
- разъяснительная работа с участниками закупок, сотрудниками подразделений занимающихся вопросами закупок, и членов конкурсных комиссий, вопросам противодействия коррупционным практикам;
- возложение полномочий на проведение муниципальных закупок или контроля за их проведением на представительный орган местного самоуправления;
- исполнение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ об определении начальной (максимальной) цены контракта, об ограничении случаев изменения условий контракта;
- осуществление финансовыми органами контрольных мероприятий по вопросам осуществления муниципальных закупок (чаще всего такие проверки выявляют организационно-технические недостатки при исполнении заказчиками довольно сложного механизма осуществления муниципальных закупок).
Анализируя полученные бизнес-омбудсменом ответы можно сделать вывод, что существующие механизмы противодействия коррупционным практикам при муниципальных закупках в Удмуртской Республике недостаточно эффективны. Наиболее ярким примером служит тот факт, что согласно полученным ответам местных администраций, ни в одном из муниципальных районов или городских округов, предоставивших информацию, в период с 2014 по 2017 годы не выявлено ни одного нарушения коррупционного характера при проведении закупок для муниципальных нужд.