Добрый день Уважаемые депутаты, члены правительства и приглашённые.
Основными задачами Уполномоченного являются защита и восстановление нарушенных прав предпринимателей, контроль за их соблюдением органами власти, выявление системных проблем бизнеса и участие в формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства.
В 2021 году к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике поступило 84 письменных обращения от предпринимателей по различным проблемам.
Чаще всего бизнес в Удмуртии обращается по вопросам налогообложения в связи с повышением налоговой нагрузки, земельно-имущественных отношений и проведения контрольных мероприятий.
Каждая четвертая жалоба в 2021 году была признана обоснованной, а права предпринимателей по итогам рассмотрения были восстановлены. В остальных случаях предприниматели получили юридические консультации, информацию о способах защиты своих прав, а также помощь в оформлении документов.
Оперативно решать возникающие вопросы позволяет взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры и другими госорганами.
Ежегодно собираю информацию о системных проблемах предпринимателей в Удмуртии. Решение части из них находится в компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Предприниматели хорошо помнят инициативу об отмене транспортного налога, звучавшую ранее на федеральном уровне, когда устанавливались акцизы на топливо. Если бы исполнительные или законодательные органы власти Удмуртской Республики подняли этот вопрос на федеральном уровне, то в случае положительного решения перевозчики получили бы дополнительный стимул для развития бизнеса, на который за последнее время существенно возросла финансовая нагрузка.
Подобные актуальные системные проблемы, требующие решения на федеральном уровне, с конкретными предложениями по их решению подготовлены мною для включения в ежегодный доклад федерального Уполномоченного Президенту России.
Дополнительно следует отметить, что институт Уполномоченного выступает за необходимость отстаивать на федеральном уровне налоговую реформу в части внедрения принципа взимания налогов от заработанного. К примеру, налог на имущество является налогом на средство производства и никак не связан с доходом предпринимателей.
Федеральные власти предлагают решать вопросы с транспортным налогом и налогом на имущество на региональном уровне, однако средств в бюджете региона на эти разумные решения недостаточно. Принятие льгот для бизнеса грозит недополучением федеральных субсидий. В итоге регионы с отличающейся от нашей, структурой экономики и отсутствием дефицита могут позволить вернуть малому бизнесу освобождение от налога на имущество, а мы нет. В связи с этим считаю правильным и необходимым вернуться к обсуждению вопроса межбюджетных отношений с федеральным бюджетом. Этот вопрос поставлен Госсоветом Удмуртии в конце прошлого года. Развивать экономику и создавать комфортные условия для бизнеса на оставшуюся в Удмуртии четверть собираемых на территории налогов и сборов затруднительно. Количество субсидий федерального бюджета регионам за последние пару десятилетий сократилось вдвое примерно с 60% до 30%. Вместо субсидий регионам предложены новые инструменты для сбора денег. К примеру, убрали ЕНВД, увеличили финансовую нагрузку от имущества и земли, что снижает не только активность бизнеса, но и реальную покупательскую способность и спрос. Каждый год предприниматели отмечают одной из ключевых проблем рост налоговой нагрузки, о чем в своем выступлении сегодня сказал Глава Удмуртской Республики, и снижение покупательской способности, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. При принятии решений, направленных на достижение такой важной цели, как увеличение доходной части бюджетов всех уровней, необходимо, учитывать не только эффект для бюджета, но и долгосрочные экономические последствия, в том числе влияние таких мер на бизнес.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию, в Удмуртской Республике реализовано предоставленное Федеральным законом право снижения налога по упрощённой системе налогообложения, предпринимателям из других регионов и для переходящих с ЕНВД. Это безусловно позитивный момент.
Всё также актуальна проблема несвоевременной оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным и муниципальным контрактам. По поручению Генпрокуратуры России этот вопрос находится на контроле у органов прокуратуры Республики и успешно решается в рамках рабочей группы с участием Уполномоченного, Правительства и других Госорганов Удмуртии.
Эти и другие системные проблемы отражены в ежегодном докладе, который ранее представлен Главе Удмуртской Республики, в Госсовет, в Общественную палату, а также размещён на сайте Уполномоченного. Доклад содержит предложения, которые могут послужить основой для поручений Главы Удмуртской Республики по решению системных проблем, обозначаемых предпринимательским сообществом.
Руководством республики целенаправленно предпринимаются меры, призванные улучшить условия ведения бизнеса. Средняя оценка по пятибалльной шкале составила 2,47 балла что на 0,27 балла выше, чем в 2020 году.
По данным Федеральной налоговой службы за период с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года численность индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций в Удмуртии выросла на 0,1%. Ситуация позитивнее, чем в 2020 году, когда численность бизнеса в Удмуртии снизилась на 7,8%.
Важно отметить, что динамика изменения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и коммерческих компаний разнонаправлена: численность индивидуальных предпринимателей выросла на 1 029 единиц (+3,0% к 1 января 2021 года), а численность коммерческих организаций снизилась на 957 единиц (–3,6% к 1 января 2021 года).
Направление, по которому произошло улучшение, является качество, доступность и удобство получения государственных и муниципальных услуг.
80% респондентов негативно оценили изменение спроса и покупательской способности клиентов, а 63% усиление налоговой нагрузки в регионе. 44% опрошенных считают, что увеличились неналоговые платежи.
Вызывают обеспокоенность данные опроса о прибыльности бизнеса. Только 3% респондентов сообщили в своих ответах, что их бизнес успешен, приносит хорошую прибыль и в ближайшей перспективе планируется его расширение. 65% опрошенных, наоборот, сообщили о сложной ситуации. У 46% бизнес находится на грани убыточности, прибыльность минимальна и любые негативные изменения могут сделать бизнес убыточным. 19% респондентов сообщили об ещё худшей ситуации. По их данным бизнес убыточен и существует только за счёт накопленных ранее ресурсов.
Низкая прибыльность бизнеса – это один из барьеров, препятствующих развитию предпринимательской инициативы и росту инвестиций, как собственных, так и внешних.
Сегодня наблюдается тенденция снижения привлекательности предпринимательской деятельности. Только повышение комфортности ведения бизнеса и его потенциальной доходности могут привлечь новых предпринимателей и побудить существующий бизнес к увеличению объема вложений в его развитие.
Согласно ответам предпринимателей, полученным в ходе опроса, наибольшие административные барьеры в Удмуртии создают налоговые органы, территориальные органы Роспотребнадзора, Пенсионного фонда, Государственная инспекция труда, подразделения органов местного самоуправления в сфере архитектуры и строительства, управления имуществом и земельными ресурсами. При этом под административными барьерами понимается предъявление трудноисполнимых требований или требований, исполнение которых связано с наибольшими издержками.
Жалобы предпринимателей в адрес данных органов, являются предметом моих обсуждений с их руководством, в том числе на заседаниях общественных советов.
Ежегодно Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титовым Борисом Юрьевичем представляется доклад Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. В этом докладе помимо традиционного раздела «Регионы», в котором отражаются проблемы каждого субъекта России, с 2019 года представляется раздел «индекс административного давления» с описанием ключевых проблем и предложений в сфере контроля и надзора. Индекс подготовлен для 81 субъекта России на основе данных Уполномоченных по защите прав предпринимателей, органов государственной власти и отражает по четыре параметра административного давления по семи направлениям КНД, в отношении каждого из которых рассчитывается:
— доля предупреждений от общего числа наказаний;
— доля предпринимателей, подвергнутых контролю и надзору;
— средний штраф (в расчете индекса не использовался);
— сумма наложенного штрафа.
С самого начала своей деятельности в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей, встречаясь с руководством, участвуя в общественных советах и коллегиях органов контроля и надзора, особое внимание уделяю необходимости снижения административного давления на бизнес.
В итоге совместной работы прокуратуры и Уполномоченного с госорганами, Удмуртская Республика заняла первое место в 2019 году, вторые места в 2020 и в 2021 году в рейтинге сводного индекса «административного давления» из 81 субъекта, что позволяет говорить о нашем регионе как о благоприятном для ведения бизнеса в части исследуемых параметров.
В связи с этим следует отметить, что в случае нарушения своих прав и ущемления законных интересов органами государственной власти, основная часть опрошенных предпринимателей обратилась бы к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике (32% опрошенных) и органы прокуратуры (29%), в судебные органы (22%) что говорит о высоком уровне доверия этим органам.
В течение 2022 года предлагаю органам государственной власти, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений:
– рассмотреть возможность снижения арендной платы и налогов за земельные участки;
– не допускать вынесения штрафных санкций за впервые выявленное нарушение в тех случаях, когда закон предусматривает их замену на предупреждение;
– с целью недопущения существенного роста налоговой нагрузки, обозначенного мною ранее, вернуть для малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы, освобождение от уплаты налогов на имущество от кадастровой стоимости и понизить ставку налога остальным с 2% до не более чем 0,3%;
– разработать комплекс мер по снижению остроты проблемы дефицита квалифицированных кадров, например, направленных на приведение квалификации выпускников в соответствие с современными требованиями отрасли;
– повысить защищённость арендаторов государственного и муниципального имущества, в том числе посредством установления сроков, в течение которых арендная плата будет неизменной;
– принять иные меры, изложенные в представленном мною ежегодном докладе.
Руководством Удмуртской Республики неоднократно подчёркивалась важность развития экономики и поддержки предпринимателей. Регулярно предпринимаются шаги, направленные на реализацию данной цели. Сегодняшняя ситуация требует дополнительных усилий и принятия возможно не простых для бюджета решений, которые после достижения бизнесом высокого запаса прочности дадут высокую отдачу.
Презентацию к выступлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике можно загрузить по данной ссылке