Добрый день Уважаемые депутаты, члены правительства и приглашённые.
Сегодня кратко расскажу о своей деятельности за 2022 год.
Основными задачами Уполномоченного являются защита и восстановление нарушенных прав предпринимателей, контроль за их соблюдением органами власти, выявление системных проблем бизнеса и участие в формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства.
В 2022 году к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике поступило 90 письменных обращений от предпринимателей по различным проблемам.
Чаще всего бизнес в Удмуртии обращается в связи с повышением налоговой нагрузки, по неисполнению государственных или муниципальных контрактов, а также с жалобами на действия или бездействие органов власти.
Каждая третья жалоба была признана обоснованной, а права предпринимателей по итогам рассмотрения были восстановлены. В остальных случаях предприниматели получили юридические консультации, информацию о способах защиты своих прав, а также помощь в оформлении документов.
Оперативно решать возникающие вопросы позволяет взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры, антимонопольной службой, МВД, Управлением Роспотребнадзора, Государственной инспекцией труда, службой судебных приставов, налоговыми органами, Правительством Удмуртской Республики.
Ежегодно собираю информацию о системных проблемах предпринимателей в Удмуртии.
Особенно актуальными за прошедший год были проблемы, связанные с повышением налогового бремени, с запретом на применение специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) в ювелирной отрасли, ростом цен на энергоресурсы.
Подобные актуальные системные проблемы, требующие решения на федеральном уровне, с конкретными предложениями по их решению подготовлены мною для включения в ежегодный доклад федерального Уполномоченного Президенту России.
Дополнительно следует отметить, что институт Уполномоченного выступает за необходимость отстаивать на федеральном уровне налоговую реформу в части внедрения принципа взимания налогов от заработанного. Такие налоги, как транспортный, на имущество, на землю является налогами на средства производства и никак не связаны с результатом деятельности предпринимателей. Безусловно нельзя забывать, что это важные статьи формирования региональных и муниципальных бюджетов и любые изменения должны сохранять их сбалансированность, что возможно только при плотной совместной работе с федеральным правительством и законодателями.
Хочу выразить от лица предпринимателей Удмуртии и от себя лично благодарность Правительству нашего региона в лице Сунцова Константина Андреевича и Ефимова Романа Валерьевича и конечно Главе Удмуртской Республики Александру Владимировичу Бречалову за командную работу и что не смотря на непростую финансовую ситуацию, в Удмуртской Республике сохраняется диалог власти и бизнеса, не остаются без внимания проблемы предпринимателей. Реализованы многие программы поддержки бизнеса. Как пример установлены ставки налога на имущество для организаций в размере 0,5%, 1%, 2% в зависимости от кадастровой стоимости.
Всё также актуальна проблема роста арендной платы и кадастровой стоимости земельных участков. Ставка арендной платы не имеет связи с финансовым результатом деятельности предпринимателей, что несет под собой нагрузку на бизнес вне зависимости от его заработка, таким образом в случае отсутствия прибыли субъект предпринимательской деятельности не в состоянии заплатить арендную плату, что также отрицательно влияет на поступление денежных средств в бюджет. При принятии решения по размеру ставки арендной платы необходимо руководствоваться не только финансово-экономическим обоснованием с точки зрения наполняемости бюджета, но и учитывать последствия для бизнеса.
Государственная поддержка бизнеса и социальной сферы сейчас оказалась как нельзя кстати: выдвинуты различные предложения в том числе региональными органами власти. В числе таких мер объявлены кредитные каникулы для тех, кто терпит снижение доходов более чем на 30%.
Падение покупательской способности было отмечено бизнес-объединениями, в рамках заседания общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, данная проблема стала одной из ключевых и по итогам опроса предпринимателей.
Эти и другие системные проблемы отражены в ежегодном докладе, который ранее представлен Главе Удмуртской Республики, в Госсовет, в Общественную палату, а также размещён на сайте Уполномоченного.
Доклад содержит предложения, которые могут послужить основой для поручений Главы Удмуртской Республики по решению системных проблем, обозначаемых предпринимательским сообществом.
В республике продолжается оживление бизнес-процессов, хотя макроэкономические условия в отчетном году не располагают к росту предпринимательской активности.
Мнение представителей бизнес-сообщества подтверждает данные опроса. В оценке бизнесом условий ведения предпринимательской деятельности в Удмуртии сохраняется положительная динамика, появившаяся в 2021 году.
Оценка условий ведения предпринимательской деятельности – один из главных вопросов. Средняя оценка условий ведения бизнеса в Удмуртии в 2022 году по пятибалльной шкале составила 2,58 балла, что на 0,11 балла выше, чем в 2021 году.
Наблюдаются различия в оценках по видам экономической деятельности.
Более положительные оценки характерны для сферы бизнес-услуг (средний балл 2,97), бытовых и частных услуг (2,93) и промышленности (2,75). Низкие оценки дают компании, которые ведут свою основную деятельность в сферах операций с недвижимым имуществом (средний балл 2,25), розничной торговли (2,29) и оптовой торговли (2,45). Ближе к средним значениям оценки сельского и лесного хозяйства (средний балл 2,56), здравоохранения, физической культуры (2,64) и строительства (2,65).
Оценка условий ведения бизнеса традиционно сильно зависит от прибыльности бизнеса, а также коррелирует с восприятием действий региональных властей по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Низкая прибыльность бизнеса – это один из барьеров, препятствующих развитию предпринимательской инициативы и росту инвестиций, как собственных, так и внешних.
Учитывая изложенное, можно говорить, что в Удмуртской Республике в сфере ведения предпринимательской деятельности сохраняются позитивные тенденции.
Необходимо отметить, что динамика изменения числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и коммерческих компаний, как и годом ранее разнонаправлена: численность индивидуальных предпринимателей выросла на 971 единицу (+2,8% к 1 января 2022 года), а численность коммерческих организаций снизилась на 869 единиц (–3,4% к 1 января 2022 года).
Важную роль в формировании условий для ведения бизнеса играет государственный и муниципальный контроль и надзор. Любые проверки, проводимые на предприятии, отвлекают имеющиеся ресурсы от основной деятельности и приводят к снижению прибыльности бизнеса.
Большинство опрошенных (73%) сообщили, что в 2022 году их бизнес не подвергся проверкам органов государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Соответственно проводились проверки в компаниях у 27% опрошенных.
Чаще всего об отсутствии проверок в течение года сообщали микропредприятия – 77% опрошенных. Среди представителей малого бизнеса эта доля составляет 59%, среди крупного и среднего бизнеса – 41%.
Административные барьеры – это помехи, с которыми бизнес сталкивается в процессе своей хозяйственной деятельности, и которые в том числе создаются государственными органами или органами местного самоуправления. Примером административных барьеров может служить предъявление к бизнесу избыточных требований, исполнение которых связано с большими дополнительными издержками.
По итогам опроса за 2022 год наибольшие административные барьеры, по мнению опрошенных, создают налоговые органы. Их указал каждый третий представитель бизнеса (33%). На втором месте среди федеральных органов – Роспотребнадзор (17%).
В отличие от опроса за 2021 год, существенно снизилось число опрошенных, указывающих на административные барьеры со стороны Роспотребнадзора (в 2021 году такие ответы дали 37% опрошенных). Это связано с снижением актуальности пандемии коронавируса и снятием соответствующих ограничительных мер.
Также одним из факторов, влияющих на условия ведения бизнеса, является распространённость коррупционных практик. Она увеличивает издержки бизнеса, негативно влияет на качество производимых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ, препятствует формированию конкурентной среды.
9% опрошенных сообщили, что в 2022 году им приходилось сталкиваться с практикой уплаты неформальных платежей или оказания неформальных услуг. Положительный момент, что доля таких ответов постепенно снижается. В опросе за 2021 год она составляла 11%, в опросе за 2020 год – 16%.
Прибыль – один из главных показателей успешности бизнеса К сожалению, только 4% опрошенных сообщили, что их бизнес успешен и приносит хорошую прибыль, а в ближайшей перспективе планируется его расширение.
Ещё 34% указали, что их бизнес приносит стабильную небольшую прибыль. При текущей ситуации угрозы для существования бизнеса нет, но и на его развитие ресурсов не хватает.
Большинство, наоборот, сообщили о сложной ситуации. У 46% опрошенных бизнес находится на грани убыточности, его прибыльность минимальна и любые негативные изменения могут сделать бизнес убыточным. У 17% опрошенных бизнес убыточен и существует только за счёт ранее накопленных ресурсов. Если в ближайшее время не произведёт существенных положительных изменений таким предпринимателям придётся прекратить свою деятельность.
Распределение ответов в опросе за 2021 год было аналогичным.
Хочу обратить ваше внимание, что Удмуртская Республика среди всех регионов России имеет самое низкое административное давление на бизнес. Об этом говорят первое и вторые места ежегодного индекса, который рассчитывается на основе данных от региональных госорганов и уполномоченного. Этот индекс включается Федеральным уполномоченным по защите прав предпринимателей в доклад Президенту России и является одним из критериев оценки работы региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Работа Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике была в прошедшем году отмечена благодарственным письмом Президента Российской Федерации, что считаю совместным результатом работы с Прокуратурой, руководителями Госорганов, Правительством нашего региона при активной поддержке бизнес-сообщества.
В течение 2023 года предлагаю органам государственной власти, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений:
–рассмотреть возможность снижения арендной платы и налогов за земельные участки и имущество
-принять меры против избыточного роста стоимости энергоресурсов и подключения к электосетям.
– не допускать вынесения штрафных санкций за впервые выявленное нарушение в тех случаях, когда закон предусматривает их замену на предупреждение;
–повысить защищённость арендаторов государственного и муниципального имущества, в том числе посредством установления сроков, в течение которых арендная плата будет неизменной;
–принять иные меры, изложенные в представленном мною ежегодном докладе.
Руководством Удмуртской Республики неоднократно подчёркивалась важность развития экономики и поддержки предпринимателей, для чего предпринимаются необходимые меры. В связи с этим уверен, что дальнейшее развитие диалога власти с бизнесом нашего региона и оперативное принятие необходимых мер, сохранит положительную динамику в оценках условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Инвестиционная привлекательность региона также сохранит свой потенциал.
Презентацию к выступлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике можно загрузить по данной ссылке